Моё детство пришлось на тот период, когда ЗиЛ 158 В уже почти сошли с маршрутов и их заменили ЛиАЗ 677. Но однажды получилось проехаться на 158-м. Запомнился рёв двигателя, когда автобус штурмовал подъём. В дальнейшем попадались лишь призраки, которые валялись в окрестных лесах. Дело в том, что мой отец решил приучать меня технике с раннего детства и вместо песочницы во дворе с 4-х летнего возраста вывозил меня на мопеде к брошенным ЗиЛам 158 В, которые на несколько лет стали моей игровой площадкой. С тех пор ЗиЛ 158 В мой любимый автобус.
Со временем стал мечтать обзавестись таким автобусом, видимо как ностальгией по детству. Но живя в городе этого было сделать невозможно. Но вот жена предложила переехать в деревню. Я согласился с условием что мы купим на участок сарай из ЗиЛа 158 В, который валялся неподалёку от дома, планируемого для покупки. Пока искали покупателя на квартиру автобус куда-то делся. А два запасных варианта сожгли. В деревню мы всё-таки переехали, правда в другую, чем планировали.
Потом работа водителем автобуса - каторга за копейки, так что о мечте пока пришлось забыть. Потом свой бизнес и внезапно обнаружился неподалёку сарай ЗиЛ 158. А к тому времени уже были куплены два списанных ЛиАЗ 677 М, но хотелось ходовую машину. Пошли договариваться к хозяину ЗиЛа, а он наотрез отказался. С расстройства на обратном пути заехали на одно предприятие, где стоял ЛиАЗ 677 М с транзитными номерами, в итоге через 2 часа уже катались на нём по окрестностям.
Хоть не так обидно. Потом долгое время ничего не попадалось.
Затем получилось добыть информацию о ЗиЛ 158 В, стоящем на участке. Выехали, осмотрели, договорились с хозяином и начали процесс покупки и перевозки. Была поздняя осень, выпал первый снег и были первые морозы. Участок рядом с лесом и автобус был практически в лесу, который вырос вокруг за 37 лет стоянки. Пригнали кран. Крановщик - виртуоз. Вытащил машину из зарослей, поставил на небольшую поляну, рядом с лесной дорогой, которой никто давно не пользовался. Но земля ещё недостаточно промёрзла и стало ясно, что трал застрянет. Решено было ждать морозов. А дело было в конце прошлого года и морозов не было. Через 2 недели раздался звонок от соседа хозяина автобуса, который сообщил что какие-то люди приехали на тракторе, оттащили автобус на 50 метров в сторону и расплющили его ковшом. Потом подоспел сосед и прогнал их, но автобус был уничтожен. Был он 1964 года выпуска. На следующий день мы с женой вызвали манипулятор и забрали большую часть обломков. Хозяин очень расстроился, но денег с нас брать не стал. Параллельно был куплен ещё один ЗиЛ 158 В, который было невозможно вывезти, так как вокруг всё застроено домами. Его постепенно разбираю на детали. В итоге море деталей, но ни одного автобуса.
А теперь собственно суть. Была непроверенная информация, что неподалёку от моего дома в лесничестве вроде бы стоит какой-то автобус, возможно ЗиЛ 158 В. Поехали в лесничество, но там ничего не было. Затем в нескольких километрах от этого места на шоссе появился указатель "Лесничество". Мы продолжали поиски, исходили немало дачных посёлков, но безрезультатно. И вот 8 мая, под вечер я предложил проехаться по этому указателю, благо недалеко, до темноты успеем. Приехали. Идём по территории. А информация была от людей, которые одно время сотрудничали с музейщиками и слышали историю о перевозке из лесничества ЗиС 155 М. В частности было описание местности, в которой всё происходило.
И вот я вижу что территория соответствует описанию. Тут дядька подошёл с вопросом что нам нужно здесь. Я ему объясняю про ЗиС 155 М. Он говорит что да, стоял такой тут, спрашиваю нет ли ещё одного автобуса. От потупил немного, а потом отвечает что да вон там стоит, только ничего ценного уже не осталось. Идём туда и вот он, ЗиЛ 158. Причём не В, а ещё производства Завода имени Лихачёва. Тут же поговорили с главным, он сказал что продаст с радостью, тем более что на следующей неделе всё равно собирался сдать его в металлолом. А так хоть сохранится для истории. В срочном порядке подготовили площадку, нашли кран и трал. 13 мая была эпопея с перевозкой. Теперь ЗиЛ у меня. Автобус ЗиЛ 158, заводской номер 3450. Выпущен в конце июня 1958 года. Теперь иллюстрации.
Первый вариант
И что с ним стало...
ЗиЛ 158 перед перевозкой
Завершающий этап перевозки.
Мечта сбылась!